Срочная публикация в журналах
из перечня ВАК
info@aspirans.com
+7 (495) 978-11-58
(с 11.00 до 21.00)
+7(903)145-30-58
(Viber, WhatsApp)
 
 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ВЕЯНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ КАЗАХСКОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

~~ИННОВАЦИОННЫЕ ВЕЯНИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ КАЗАХСКОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

1Kunzhigitova Gulnur, 2Nebesaeva Zhanar, , 3Bolisbaev Daulethan
1,2,3UKGU imeni M.Auezova, Shimkent, Kazakhstan


Abstract
The article describes the decorative and applied arts of Kazakhstan and its richness and diversity: ceramics, jewelery, decorative metal, wood, stone, bone, skin, textiles - felt, tapestry, kurak, shim shi, painted fabrics, costumes, and so etc.
International recognition of the creative pursuit of applied Kazakh artists taking advantage of the creative work of the national cultural heritage and the corresponding time innovative compositional techniques, both traditional and new materials, as well as the technology allows us to consider the applied arts of Kazakhstan as an integral part of the global art process.
Finished work due to innovation or «innovative» traditionalism - the integrity of any other type of expression of national artistic consciousness substantial phasing in classification as «structural integration».

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство Казакстана, виды, терденции, традиции, перспективы, структура и инновация в декоративно-прикладном искусстве Казакстана, понятие творчество, композиции творческих декоратинво-прикладных работ, художественный процесс, критерии, анализ современных тенденций декоративно-прикладного искусства, идал и практика.

Декоративно-прикладное искусство Казахстана, берущее начало из глубоких веков богато национальными чертами и разнообразно в своих видах, это: керамика, ювелирное искусство, художественная обработка металлов, дерева, камня, кости, кожи; текстиля – войлок, гобелены, курак, шим ши, роспись тканей, костюм и т.д.
Традиции и новации в декоративно-прикладном искусстве современного Казахстана обусловлены глубинной связью с традиционным мировоззрением казахского народа.
Исследованиями диалога в контексте культурной традиции занимался и
Х. Г. Гадамер, интерпретируя саму традицию как диалог между прошлым и настоящим, неизменным на протяжении всей истории. (Гадамер Х. Г., 1988)
Вобрав в себя национальный и инонациональный культурный опыт, а также различные изобразительные тенденции и явления, современное декоративно-прикладное искусство Казахстана вошло в мировое культурное пространство как способная к развитию духовная величина. Стилизованный орнамент, казахские войлочные и ковровые мотивы, орнаментальное триединство ювелирных узоров, сохранившиеся с древности на территории Казахстана являются одним из устойчивых факторов, определяющих характер развития современного отечественного искусства в эпоху глобализации. Они становятся непосредственным истоком казахского декоративно-прикладного искусства современности. Художники и мастера, обращаясь к традиционному наследию, извлекают уроки законов красочности, принципов декоративности. Древне-тюркские памятники декоративно-прикладного искусства, как одни из выдающихся ценностей материальной и духовной культуры, являются доказательством индивидуальности, особенности тюркской культуры и вклада тюркского этноса в развитие мировой цивилизации.
Международное признание творческих поисков казахстанских художников-прикладников, использующих в своих творческих работах национальное культурное наследие и соответствующие времени инновационные композиционные приемы, традиционные и новые материалы, а также и технологии, позволяет рассматривать прикладное искусство Казахстана как неотъемлемую часть мирового художественного процесса.
Опыт в области общезначимости и в области индивидуальности Коллингвуд в «Принципах искусства» (Коллингвуд Р.Дж., 1999) подчеркивает возможность прояснения этой темной зависимости, однако не путем познавательного отображения, самосознания, а путем нашего созидательного самовыражения. Подлинное прояснение опыта – это в то же время его преображение в человеческой самореализации, а не просто уяснение всехусловий отображения реальности.
Перспективу и особенности развития современного декоративно-прикладного искусства определяют два основных момента: традиционное казахстанское декоративно-прикладное искусство, обогащенное многовековым национальным опытом декоративно-прикладного искусства и искусством мирового типа, классические приемы которых активно осваиваются и способствуют дальнейшему развитию национальной школы. Как правило, особое значение декоративно-прикладное искусство приобретает в периоды глобальных социально-политических преобразований, во времена общественного подъема, интеллектуального и культурного расцвета. Оно зависит от стабильности общегосударственного развития, когда творчество призвано выражать наиболее актуальные идеи.
В народном искусстве одновременно развиваются два направления, представляющие «наследственный» или «потомственный» традиционализм и «преемственный» или «интерпретационный» традиционализм.
Одной из особенностей художественной культуры XX века, предопределившей ее своеобразие, стала динамика соотношения новаторского и традиционного. Доминирующая тенденция это поиск духовной национальной системы ценностей или культурной самоидентификации. Метафора национального отражает особенности «языка» современной культуры, а не обращение к формальным признакам традиционного искусства. Завершенность произведений обусловлена инновацией или «инновационным» традиционализмом – целостностью иного типа выражения национального художественного сознания содержательного этапа, обозначенного в классификации как «структурная интеграция».
Культура есть совокупность благ и только как таковая она и может быть понята». (Риккерт Г., 1998)
Измененные композиционные структуры, обусловленные профессиональным художественным сознанием, художественным образом и художественным «языком», отражают разные способы национальной идентификации («национальное по содержанию») в произведениях прикладного искусства. В классификации выделяется этап – «модификация», в нем доминирует «наследственный» и «интерпретационный» традиционализм. Развиваются другие тенденции периода – осваиваются новые виды и возрождаются забытые технологии (батик, алтайская роспись, чеканка, обработка камня и т.д.)
В поисках национального своеобразия в керамике повторялись формы кожаных сосудов, например, торсық и жанторсық.
Многие исследователи и художники: Б. Сарыбаев, А. Кумаров, Д. Чокпаров, Ж. Турыгулов и др. – занимались восстановлением и выполнением деревянных музыкальных инструментов (адырна, жетіген, дауылпаз, дабыл, бұғышақ и т.д.), относясь к ним как к формам, воплощающим самостоятельные художественные идеи. Сложная технология изготовления инструментов позволяла развивать также вековые традиции художественной обработки дерева. Традиционные приемы обработки дерева, в которых пластичный объем приближен к естественной форме корня или нароста – капа, встречаются в декоративных вазах С. Балдано.
Новации времени более характерны для «интерпретационного» традиционализма: в гобелене появляются знаковые композиции,  в войлоке – фигуративные изображения, в одежде – элементы декора, конструкции и образы романтических воспоминаний. Диалогичность традиций и новаций расширила творческие возможности поисков художников.
В композициях гобеленов, сохраняющих самоценность условного текстильного рисунка и одновременно достоинство станкового произведения, распространенной становится тема предстояния (Л. Калимова, «Сбор урожая», С. и А. Бапановы, «Молодость», 1988 и др.). «Бессобытийная» композиция или «показ» предпочитался «рассказу». В гобелене  Бапановых «Пространство» (1988) появляются одновременно и композиционные признаки интертекстуальных отсылок (творчество Х. Миро), включающих образные смыслы национальных символов.
Другие художники работают с войлоком по методу коллажа, соединяя разные материалы и техники (Ж. Крупко, «Первые всходы», 1984, войлок, аппликация), а Е. Кузнецова переносит на плоскость войлока живописные опыты абстракционистов. Тенденции «наследственного» и «преемственного» традиционализма и усвоение композиционной практики новейшего изобразительного искусства можно отметить в узорных циновках – шім ши.
Новые качества женского украшения приобретают ювелирные объекты и пластика. В них нередко сочетаются свойства декоративного и станкового искусства. Соединение различных материалов, динамичных форм, обращение к опыту изобразительного искусства способствовали созданию новых смысловых проектов в ювелирном искусстве Казахстана.
В традиционных украшениях казашек нередко встречается Символика Триединства. Современные искусствоведы не выделяют ее из общего рисунка орнамента. но единодушны в том, что женские украшения не только подчеркивали красоту, оттеняли и разнообразили одеяние, обозначали ее положение в обществе, свидетельствовали о достатке рода, но и несли сакральную функцию, выполняли роль оберегов, амулетов, родовых знаков и т.п. Как правило украшались (оберегались) виски, лобная часть лица, грудь, запястья, солнечное сплетение. Украшения были праздничными и повседневными и казашки носили их постоянно с течении всей своей жизни.
Интерес к коже, как благодатному материалу для активных творческих поисков, у художников появляется в 1980-е годы. Мастера и художники выполняли традиционные сосуды типа торсық, жанторсық и т.д., в чем видится естественное стремление к изучению и использованию наследия (Ж. Умбетов, «Торсык», «Саба», 1983 и др.). В творчестве Д. Чокпарова изготовление традиционных футляров – кесеқап – для пиал, конских сбруй, седел, сосудов торсық и жанторсық занимает важное место. Он изучал народные способы обработки кожи, передавая свои знания и опыт многочисленным ученикам.
Модели одежды фолькстиля начала 1980-х годов сочетают приемы традиционного кроя и оформление тканей в народном стиле: вариации тамбурной вышивки тускиизов становятся доминантами композиций купонов в ярких сатинах художников АХБК (Б. Жугралина, О. Верейкина и др.).
Следующий этап использования народных традиций в одежде становится более сложным, ассоциативным. Художники работают не только с богатейшим наследием казахского костюма, но и других народов.
Национально-романтические тенденции в прикладном искусстве связаны с архаическими, мифологическими, фольклорными и историческими традициями. Такой «исторический плюрализм», как и в эпоху европейского романтизма первой трети XIX века, и национально-романтического возрождения государств Северной Европы и славянского мира рубежа XIX и начала XX вв., влияет на использование традиций и наследия, существенно их развивая. Если европейский романтизм оживляет средневековье и фольклор, Шекспира и Баха, то национально-романтическое движение казахстанских художников – мифологическое и творческое наследие племен и этносов исторических эпох – андроновцев, саков, гуннов, тюрков и средневековых казахов. Шеллинг как-то заметил, что романтизм вырос из жажды синтеза натурализма и идеализма во имя возвращения художественного единства. У нас, в Казахстане, национальный романтизм сложился из жажды синтеза национального (по духу) и современного (по художественному языку) во имя создания новой художественной целостности.
Не чужды художникам также и сентиментальный традиционализм (не только казахстанский, но используемый казахстанскими художниками и австралийский, мексиканский и т.д.), и эклектика, и китч, и кемп, и т.д. Очевидна и неравномерность развития творческих поисков в разных видах прикладного искусства: плодотворнее они развиваются в ювелирном искусстве, гобелене, войлоке, дизайне одежды, реже – в керамике, шим ши, отчасти, – в вышивке. Художественная обработка дерева, камня, кости, металла пока интересует лишь немногих художников.
В современной науке отсутствует общепринятое глубоко научное определение орнамента, но в обобщенном виде его можно представить как порядок различных элементов (изобразительных и неизобразительных), служащих, как правило, для украшения какой-либо поверхности. Будучи компонентом культуры, орнамент взаимосвязан со всеми сферами бытия. В нем нашли отражение особенности хозяйствования, мировоззренческих установок, социального статуса. Орнамент представляет собой систему художественных знаков, изобразительных или отвлеченных, которая, передавая архитектонический порядок реальной поверхности, не требует от зрителя включения в иную пространственную и духовную среду - в мир изображения. В этом и состоит художественная сущность орнамента. Он обладает своей спецификой: в нем явно преобладает так называемые «формальные», математические принципы в организации над собственно изобразительными; характерна тенденция к обобщению, декоративной переработке, стилизации натурных мотивов; то, что он развивается в тесном взаимодействии и существует почти исключительно в синтезе с искусствами, занятыми функциональной организацией реальной среды -прикладным и архитектурой (Герчук Ю. Я.,1978; 1979; 1998).
В художественном процессе определился преобладающий критерий важности оригинального индивидуального творческого почерка художника, но уже моррисовского типа (craftsman – художник-ремесленник). Для таких художников важны не только «выражение» личностного начала, размышление, рефлексия, но и интерес к ручной технике и выявлению свойств материала. Многие художники-прикладники одновременно работают в разных областях и жанрах изобразительного искусства, что, в какой-то мере, стимулирует и ассимилирует «сущность» прикладного искусства, а также помогает взаимопроникновению и  взаимодействию тенденций
В условиях рыночной экономики и современной социально-культурной практики прикладное искусство активно стремится стать коммерческим. В складывающихся новых институциональных формах искусства современный художник-прикладник часто становится владельцем художественного салона, галереи, антикваром, организатором производственной мастерской и т.д.
Традиционное прикладное искусство, являющееся квинтэссенцией национальной культуры. Отношение к проблеме традиции менялось на различных этапах развития прикладного искусства Казахстана и, соответственно, влияло на художественные образы произведений, на тенденцию их тематики, «...тенденцию, отличающую собою всякое осмысленное, направленное на осуществление ценностей отношение, тенденцией к свершению (Voll-Endung)». (Шохин В.К., 2006)
Анализ современных тенденций декоративно-прикладного искусства показал, что для успешного развития современного декоративно-прикладного искусства художники должны поставить три важных задачи. Первая задача – продолжить национальные традиции и отразить новый дух эпохи. Вторая задача - воспитывать эстетические чувства людей, их умение давать правильную оценку произведениям искусства. Третья задача для будущих художников декоративно-прикладного искусства - использовать разнообразные сюжеты, создавать глубокие по содержанию и интересные по форме произведения. Они должны отражать жизнь народа, иметь большое воспитательное и образовательное значение как для патриота страны, так и для глобального человека, осознающего планетарные проблемы (экология природы, хрупкость бытия, мир без войны и т.д.).
Чтобы стать активным созидателем жизни, человеку необходимо «соотносить себя с миром в художественном смысле».( Фромм Э., 2006)
Будущее человечества Н.К. Рерих связывает с развитием культуры духа, не без основания полагая, «что наиболее идеальное является и наиболее практичным». (Рерих Н., 2001)