Срочная публикация в журналах
из перечня ВАК
info@aspirans.com
+7 (495) 978-11-58
(с 11.00 до 21.00)
+7(903)145-30-58
(Viber, WhatsApp)
 
 

 

Рефлексия как механизм самопознания

Рефлексия как механизм самопознания

ассистент кафедры английского языка МаГУ Мелехова Юлия Борисовна

Под механизмом понимается обычно то, что обеспечивает функционирование какой-либо системы. Самопознание является одним из механизмов функционирования самосознания. В то же время и самопознание имеет свои собственные механизмы, которые определяют его деятельность, способствуют началу и завершению актов познавания себя. К таким механизмам относятся идентификация и рефлексия. Идентификация дает возможность отождествления с кем-либо или чем-либо, а рефлексия, наоборот, отстраниться от предмета анализа, посмотреть на весь процесс как бы со стороны. Мы подробнее остановимся на предмете нашего исследования рефлексии. Рефлексия – обращение назад, то есть способность человека неоднократно обращаться к началу своих действий, мыслей, умение стать в позицию стороннего наблюдателя, размышлять над тем, что ты делаешь, как познаешь, в том числе и самого себя. Рефлексия – это механизм удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектов. Этими субъектами могут быть как люди ( идентифицируясь с другим, человек смотрит на себя его глазами), так и различные Я: Я-познающее, Я-познаваемое, Я- наблюдающее одновременно за Я-познающим и Я-познаваемым. Хорошо суть рефлексии выражена в последних строчках одного английского стихотворения в переводе С.Маршака: Он целовал вас, кажется? Боюсь, что это так! Но как же вы позволили? Ах, он такой чудак! Он думал, что уснула я И все во сне стерплю, Иль думал, что я думала, Что думал он : я сплю! Художественная литература, поэзия изобилуют рефлексивными образами, когда герои думают за других или думают за самих себя. Это то же самое, как с самим собой играть в шахматы или общаться с самим собой, используя методику двух стульев ( Человек садится на один стул и начинает, к примеру, нападать, обвинять, стыдить или хвалить себя же, якобы сидящего на другом стуле. Затем пересев на этот второй стул, сам же отвечает себе, якобы сидящему на первом стуле.) Наиболее ярко проиллюстрирует рефлексию, рефлексивное мышление задача “О трех мудрецах”, которую используют психологи для диагностики рефлексивного мышления. Задача. На дороге сидели три мудреца и спорили о том, кто из них мудрее.В это время проходил какой-то человек, и они обратились к нему за помощью в разрешении спора. “Хорошо, - сказал прохожий. – Вот у меня в мешке пять колпаков: два белых и три черных. Я незаметно надену на вас по колпаку, и кто первым догадается, какого цвета колпак на его голове, тот и будет самым мудрым из вас. Закройте глаза!” С этими словами прохожий на дел на каждого мудреца по черному колпаку, а два белых спрятал в мешок. “ Откройте глаза! Кто же первым догадается, какой колпак – черный или белый - у него на голове?” Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга. Наконец один из них уверенно воскликнул: “ На мне – черный колпак!” Как он догадался? Эту задачу предлагают решить психологи самостоятельно, а затем сравнить решение с тем, как она действительно решается. Решение. Первый мудрец видит, что на двух других мудрецах черные колпаки. Проведем рассуждение с позиции первого мудреца: - На головах моих соседей черные колпаки. Какой же колпак на мне? Либо белый, либо черный. Допустим, на мне белый колпак. Тогда второй мудрец должен видеть перед собой один белый колпак и один черный. Как в этом случае он должен рассуждать? Рассуждение за второго мудреца: - Передо мной один белый и один черный колпак. Каой же колпак на мне? Допустим белый… Но тогда третий мудрец должен сразу догадаться, что на нем – черный колпак. Но он молчит! Значит, на мне должен быть не белый, а черный колпак. На второй мудрец не делает этого вывода, он тоже молчит! Значит, на мне не белый колпак, а черный колпак! Таким образом, чтобы решить задачу, нужно рассуждать последовательно за самого себя, за второго мудреца, и за третьего мудреца. Это и есть рефлексивное рассуждение. Возвращаясь к рефлексии как к механизму формирования самопознания, следует отметить, что зачатки рефлексии возникают только у ребенка дошкольного возраста, а как новообразование личности рефлексия развивается у младших школьников. Да и у взрослых людей нередко способность к рефлексии продолжает оставаться на довольно низком уровне. Этим и объясняются некоторые сложности познания окружающего мира, в том числе и самопознания. В психологии различают несколько видов рефлексии: коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека; личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим; интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить юолее рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Если выделять последовательность работы рефлексивного механизма, то таких этапов, по А.А. Тюкову, будет шесть. 1. Рефлексивный выход – осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя. 2. Интенциональность (интенция – направленность) – направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов. 3. Первичная категоризация – выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование. 4. Конструирование системы рефлексивных средств – выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ. 5. Схематизация рефлексивного содержания – проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций ( например, чтобы решить задачу о мудрецах, можно их нарисовать или изобразить схематично – это организует рефлексивное познание). 6. Объективизация рефлексивного описания – оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь. И в заключении отмечаем, что действие рефлексивного механизма с точки зрения самопознания в ходе идентификации с другим человеком и с самим собой не менее важно и тоже имеет место быть. Идентифицируясь с другим, человек выделяет его личностные черты, способы поведения, особенности отношений и общения. Далее все это подвергается рефлексивному анализу, в ходе которого выявляются причины существования того или иного качества или совершенных поступков, происходит их оценка, затем идет процесс переноса этих характеристик на себя и осуществляется сравнение. В результате более глубоко понимаются как личностные особенности другого, так и собственные черты и свойства личности. Возможен и другой вариант. Идентифицируясь с другим, личность начинает смотреть на себя как бы его глазами, в итоге обнаруживает различие его взгляда на себя со своим собственным, что также способствует углублению самопознания. Это дает возможность преодолеть действие законов интоекции, сформировать о себе более адекватное и целостное представление. В случае идентификации с собой возможны самые разнообразные варианты самопознания с включением рефлексивных механизмов. Они определяются тем, с каким своим Я идентифицируется человек: Я – познающим, Я-познаваемым, Я-идеальным и т.п., во-вторых, насколько полно и адекватно он может подобрать средства рефлексирования, создать из них целостную систему. Анализируя свою коммуникабельность, личность отмечает следующие особенности: - признает данное качество как свою сильную сторону; - вставая в позицию других людей, также отмечает наличие этой черты; - в то же время обнаруживает, что особой потребности общения с широким кругом людей он (она) не испытывает, а коммуникабельность возникла на основе упорной работы над собой. Выделяет также и первопричину, побудившую к этой работе; - отмечает, что, несмотря на коммуникабельность, до сих пор сохраняются некоторые трудности в установлении первого контакта, особенно с людьми более старшего возраста; - обнаруживает некоторые устоявшиеся программы, которые варьируются в зависимости от собеседника, речевые средства и штампы, стереотипы и т.д. Рефлексирование - это сложная работа, требующая времени, усилий, определенных способностей. В то же время именно рефлексия позволяет преодолеть недостатки, которыми обладает идентификация, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Справедливым будет сказать и о том, что в ряде случаев выраженная способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься самопокаянием, бесконечным анализом, который не помогает, а мешает созданию образа Я, порождает пассивную ориентацию в процессе взаимодействия с внешним миром. Итак, идентификация и рефлексия – это два взаимосвязанных механизма самопознания. Идентификация дает возможность уподобиться познаваемому в других и в себе, рефлексия – как бы отстраниться и проанализировать познаваемое с разных позиций, с установлением причинно-следственных связей.

Список использованной литературы:

1. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. Сред. Пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.- с.51-55.

2. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. – М., 1987. 3. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995. Энциклопедия практического самопознания. – М., 1994.