Срочная публикация в журналах
из перечня ВАК
info@aspirans.com
+7 (495) 978-11-58
(с 11.00 до 21.00)
+7(903)145-30-58
(Viber, WhatsApp)
 
 

 

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА МУСУЛЬМАН СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ К «СВЯТЫМ МЕСТАМ» (1950-1970 ГГ.)

Л.А. Королева, А.А. Королев, Н.А. Соломадина, И.Н. Гарькин ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА МУСУЛЬМАН СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ К «СВЯТЫМ МЕСТАМ» (1950-1970 ГГ.)  В статье анализируется политика властей по прекращению паломничества к «святым местам» мусульман в Среднем Поволжье в 1950-1970-х гг.Ключевые слова: СССР, ислам, религиозная политика, «святые места», Среднее Поволжье  In the article we analyze the policy of the authorities on the pilgrimage to «holy sites» of Moslems on the Centre Volga region in 1950-1970th.Keywords: USSR, Islam, religion policy, «holy sites», the Centre Volga region На протяжении 1950-1970-х гг. для уполномоченных Совета по делам религиозных культов в Среднем Поволжье актуальным продолжало оставаться направление работы, связанное с паломничеством к «святым местам». Основное количество «святых мест» мусульманского культа Среднего Поволжья было сосредоточено в Татарской АССР. На территории республики было зафиксировано 16 «святых мест» («святая могила», ключ, «святой камень» и т.д.) в 16 населенных пунктах [1]. В Куйбышевской области собственно в Куйбышеве развалины мечети почитались верующими как «святое место»; в пос. Благодаровке Сиделькинского района к могиле муллы В. Сабирова, где была установлена каменная плита с надписью из молитвы и слова «Шаиш» на арабском языке и самовольно построен мавзолей со встроенным стеклом, также стекались паломники, и не только местные, но и из Астраханской и Пензенской областей, Башкирской и Татарской республик, Казахстана, Узбекистана; в с. Алькино привлекал к себе верующих водный источник «Святая вода», «Ключик» («зям-зям»), «которая славилась не хуже, чем в Мекке» [2]. На территории Пензенского региона было известно об одном мусульманском «святом месте» - могильнике в Головинщенском районе, где был похоронен мулла – ишан, где систематически собирались верующие не только из соседних селений, но и других городов, читали молитвы, совершали жертвоприношения [3]. В Ульяновской области «святым местом» считалось захоронение «святого» ишана Хабибуллы Хансевярова (с. Новые Зимницы Старокулаткинского района) [4]. Даже в 1980 г. могилу ишана продолжали посещать в летнее время не только местные татары, но и верующие Неверкинского района Пензенской области и Николаевского района Ульяновской области. Уполномоченные активно обменивались информацией о паломниках и, в частности, именно уполномоченный Совета ТАССР Г. Сафин забил «тревогу», напрямую обращаясь к председателю Совета по делам религиозных культов А.А. Пузину, об активизации «ишанизма» и «мюридизма» в Куйбышевской области и потребовал прекращения паломничества к могиле муллы В. Сабирова [5]. С конца 1950-х гг. власти активизируют борьбу с паломничеством. В русле специального постановления ЦК КПСС (1958 г.) «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам»», уполномоченный Совета по Куйбышевской области П.И. Алексин выступил с инициативой уничтожения надписи на арабском языке на «святом месте» и предупреждения служителя культа И.С. Яхина о прекращении встреч; были проведены встречи со служителями мусульманского культа, где их предупредили о недопустимости нарушения советского законодательства. Куйбышевский обком партии разработал специальное письмо для горкомов и райкомов, в населенных пунктах со «святыми источниками» были проведены предметные лекции [6]. В 1959 г. мухтасиб Я.С. Юсупов после беседы с уполномоченным Совета по делам религиозных культов по Пензенской области, где «он был предупрежден о необходимости принятия мер с его стороны против обманной деятельности всякого рода кликуш и организаторов паломничества», выступил перед верующими о недопустимости паломничества в другие области СССР, причем, не только перед жителями Пензенского региона [7]. В конце 1959 г. председатель Духовного Управления мусульман Европейской части СССР и Сибири муфтий Ш.Ш. Хиялетдинова разослал на места документ «Воззвание и «фетва» по поводу паломничества: «Уважаемые мусульмане! Сохранилось среди Вас такое поверье, что будто бы некоторые умершие ишаны и святые люди («аулеи») в состоянии помочь вам освободиться от какого-либо несчастья на земле. Повинуясь такому поверью, некоторые люди совершают над могилами таких считающихся святыми людьми молебны, поклонения и т.п. … Подобные поступки в принципе являются противными шариату ислама…»; особо подчеркивалось, что «гибадат» (молебствие) по Корану должно совершаться только в отношении Аллаха. Служителям Аллаха на местах предлагалось, «основываясь на Коране и Хадисе, используя всю научную эрудицию, разъяснять в народе всю неправильность и вредность таких суеверий, противных шариату, и представлений о загробной жизни» [8]. Выступая с данным воззванием перед верующими, Я.С. Юсупов пояснял, что «покойники, бездыханные тела, лежащие в могилах, кем бы они ни были, отнюдь не в состоянии оказать человеку какую бы то ни было помощь. … Посещать кладбища и осматривать могилы «святых людей» … категорически воспрещается шариатом Ислама…» [9]. В регионах Среднего Поволжья в 1970-е гг. местными органами власти были проведены совещания по вопросу «О прекращении паломничества к так называемым «святым местам», на которых присутствовали, как правило, работники РК КПСС, представители управлений культуры, облоно и других организаций, обозначившие комплекс профилактических мероприятий. С того времени вопрос о предотвращении паломничества к «святым местам» больше не являлся актуальным для местных советских властей Среднего Поволжья. Примечания1. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ) Ф. Р-873. Оп. 2. Д. 39. Л. 14.2. В 1956 г. по предписанию областного отдела по делам архитектуры мавзолей был снесен «как самовольно и незаконно построенное здание на колхозной земле», после чего паломничество значительно сократилось, доходы муллы уменьшились // Государственный архив Самарской области (ГАСО) Ф. Р-4089. Оп. 1. Д. 32. Л. 6; ГАСО Ф. Р-4089. Оп. 1. Д. 24. Л. 19-20; Д. 32. Л. 6,13; НА РТ Ф. Р-873. Оп. 2. Д. 39. Л. 15.3. Государственный архив Пензенской области (ГАПО) Ф. 2392. Оп. 1. Д. 28. Л. 48.4. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО) Ф. Р-3705. Оп. 1. Д. 164. Л. 72.5. ГАУО Д. Р-137. Оп. 1. Л. 109; ГАСО Ф. Р-4089. Оп. 1. Д. 31. Л. 26.6. ГАСО Ф. Р-4089. Оп. 1. Д. 32. Л. 7.7. ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 77. Л. 57; Д. 47. Л. 8.8. ГАПО Ф. 2392. Оп. 1. Д. 47. Л. 9; Ф. 2391. Оп. 1. Д. 6. Л. 94.9. Там же.

 

Автор

Поместить сюда эту статью помогал мой сын, которому 12 лет.