Срочная публикация в журналах
из перечня ВАК
info@aspirans.com
+7 (495) 978-11-58
(с 11.00 до 21.00)
+7(903)145-30-58
(Viber, WhatsApp)
 
 

 

Психологические механизмы искажения восприятия.

Данная статья рассматривает психологические механизмы искажения восприятия.

 

Ключевые слова: восприятие, когнитивность, субъективность, объективность, ум.

 

Владимир Старковский
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИСКАЖЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

 

Согласно лексикографии понятие «умный» можно уместить в три коннотации...
1. Ум — интеллектуальность, определяется как способность к усвоению, анализу и генерации знания (информации).
2. Ум — хитроумие, определяется как ловкость в достижении целей.
3. Ум социальный (мудрость, проницательность) определяется как глубокое и тонкое понимание людей и психологии социальных взаимодействий.
Понятие же субъективности определяется в данной статье как когнитивное искажение, обусловленное предвзятостью заинтересованности.
Мысль о том, что заинтересованность, является причиной когнитивных искажений, не нова. Приведём несколько авторитетных суждений на эту тему…
Кто чего хочет, тот в то и верит.     Демосфен.
Все что соответствует нашим желаниям, кажется правильным.    А.Моруа.
Плохо мы верим тому, чему неприятно поверить.    Овидий.
Люди почти всегда склонны верить не тому, что доказуемо, а тому, что им больше по вкусу.    Б.Паскаль.
Люди легко верят в то, чего они хотят.     Цицерон.
Люди всегда против разума, когда разум против них.     К.Гельвеций.
Мы любим правду, но  лишь ту, что подтверждает нашу правоту.    В.Меньшиков.
Истинные слова не бывают приятны, приятные слова не бывают истинны.     Лао-Цзы
Личности надо отречься от себя для того, чтобы сделаться сосудом истины, забыть себя, чтобы не стеснять ее собою.    А.Герцен.
Мы справедливы, когда не заинтересованы.    Констан.
Для того чтобы парадигматически полно описать весь спектр причин предвзятости заинтересованности (а равно и когнитивных искажений) следует отталкиваться от парадигматически полной классификации человеческих мотиваций (потребностей). А поскольку наиболее полное и системное описание мотивационного комплекса принадлежит автору данной статьи, то к нему мы и обратимся…
1. Физиологические потребности.
2. Сенсорная потребность.
3. Потребность в безопасности.
4. Потребность в превосходстве.
5. Демонстративная потребность.
6. Потребность в уважении.
7. Эмпатическая потребность.
В данной классификации, равно как и в классификациях учёных, на основе которых она составлена, в силу определённых теоретических причин, отсутствует мотивация материально – практической выгоды. Но поскольку данная работа отходит от строгой парадигмы потребностей – мотиваций, то будет целесообразно выделить мотивацию выгоды в отдельный пункт.
8. Мотивация выгоды.
В качестве примера, и в рамках данной статьи рассмотрим природу субъективности применительно лишь к двум пунктам приведённой выше классификации. Рассмотрим эмпатическую мотивацию, как принципиальную контрпозицию по отношению ко всем другим мотивациям, и потребность в превосходстве, как наиболее сложную, и обширную причину когнитивных искажений.

 

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРЕВОСХОДСТВЕ (ГОРДОСТЬ) КАК ПРИЧИНА КОГНИТИВНЫХ ИСКАЖЕНИЙ.
Проявления потребности в превосходстве...
Стремление к лидерству, главенству и авторитетности.
Неприятие чужой значимости, первенства и доминирования.
Стремление контролировать, направлять, распоряжаться, руководить.
Неприятие подчинения, ограничений, опеки, зависимости, норм и правил.
Стремление влиять, поучать и убеждать.
Неприятие чужих мнений, замечаний, предложений, критики и советов.
Стремление превзойти, опередить, достичь высшего уровня.
Неприятие превосходства чужих достижений, благ, достоинств и успехов (зависть).
Демонстративные и агрессивные проявления потребности в превосходстве…
Высокомерие, надменность, презрительность, пренебрежительность, самодовольство, самоуверенность, нигилизм, хвастовство.
Вызывающее поведение, грубость, дерзость, конфликтность, наглость, хамство, циничность, язвительность. Стремление унизить, оскорбить, выразить презрение, по сути является лишь стремлением обозначить своё превосходство в жёсткой, демонстративной форме.
Полагаю, что одного только прочтения данного перечня достаточно для понимания механизма когнитивных искажений, обусловленных потребностью в превосходстве...
Предметами превосходства (гордости) могут служить…
Благополучие, благосостояние.
Ценности, вещи.
Авторитетность, влиятельность.
Звание, должность.
Знакомства, родство.
Просвещенность, компетентность.
Заслуги, достижения.
Мастерство, способности.
Первенство, лидерство.
Известность, слава.
Прогрессивность, модность.
Оригинальность, исключительность.
Бесстрашие, сила.
Привлекательность, красота…
Но одним из главных предметов гордости для человека является превосходство его ума (превосходство его правоты, представлений, суждений, знаний, просвещенности, точки зрения, осведомлённости, компетентности…). Именно гордость ума, как предметно близкое к субъективности явление, мы здесь и рассмотрим подробней…
Первой мотивационной ловушкой для гордости ума является поспешное стремление выразить своё мнение, поскольку наличие мнения о чем бы то ни было, само по себе представляется признаком компетентности, опытности, просвещенности...
Правота же (превосходство) заявленного мнения является гораздо более значительным предметом гордости, нежели его наличие, а потому в защите своих мнений гордость превосходит все пределы субъективности.
Гордость ума направляет дискурс и логику человека только в одну сторону, на утверждение своей правоты и на отвержение всего, что его мнению противоречит.
Но и человек отстаивающий некую объективную истину поступает так же, отличие рассматриваемой ситуации заключается лишь в пристрастном отношении к своей правоте, которое подобно интеллектуальному ослеплению, и чем сильней человек дорожит превосходством своей точки зрения, тем выше мера его интеллектуальной слепоты. Тогда как скромность, (бесстрастное отношение к высоте своих достоинств и лестности мнения о них) обеспечивает за счёт беспристрастности гораздо большую объективность.
Гордость ума не размышляя принимает на веру всё что хоть как-то подтверждает её правоту, и априорно отвергает даже самые убедительные и очевидные контраргументы, если они опровергают её мнение.
Гордость ума останавливает развитие миропонимания человека на границе тех убеждений, которые у него уже есть, такой человек не имеет стимула к развитию, ибо состояние его интеллектуального самодовольства может только разрушаться от нового, иного и более совершенного знания.
Гордость ума останавливает интеллектуально - творческое развитие человека, потому что воля к интеллектуально - творческому развитию может основываться только на сомнении в том, что твои представления незыблемы и совершенны. 
Гордость ума ограничивается кругом лестных для себя представлений, и делает субъективистский самообман нормой мировосприятия
Убеждения человека в значительной степени формируются на основании престижных воззрений. Престижность воззрений бывает обусловлена такими их качествами как: героичность, загадочность, интеллектуальность, метафоричность, модность, независимость, необычность, нонконформизм, общепризнанность, оригинальность, парадоксальность, патриотичность, популярность, прогрессивность, смелость, современность, таинственность, экзотичность...
Престижные воззрения легко принимаются гордостью ума, потому что престижность принятого мнения автоматически становится для гордости ума собственным престижем, доказательная же база лестного воззрения для гордости ума не важна, или как говорили на Руси, «Умному  ясное,  дураку - красное».
Феномен распространения модных воззрений объясняется стремлением гордости ума укрепить свой авторитет своей причастностью к модным идеям. Таким образом, в обществе во все века циркулирует пошлость и глупость, питающиеся гордостью человеческого ума, неизменно претендующего на «прогрессивность» мышления.
В заключение главы хотелось бы напомнить, что рассмотренные выше механизмы возникновения когнитивных искажений являются лишь частным случаем одного из мотивационных симптомокомплексов. Влияние же эмпатии на объективность мировосприятия будет рассмотрена достаточно полно…

 

ЭМПАТИЧНОСТЬ КАК ОСНОВА ОБЪЕКТИВНОСТИ.
Термин «эмпатия», ближе всего по значению к таким понятиям, как сочувствие, сопереживание, но отличается от них отсутствием трагичности в своём значении, и как следствие, более обширной областью применения.
Эмпатичность способна реагировать не только на физические страдания окружающих, но и на их психологический дискомфорт обусловленный такими их эмоциями как: страх, стыд, обида, разочарование, тревога, уныние, отчаяние, неловкость, досада, неудовлетворённость, недовольство, скука, чувство неполноценности…
Эмпатическая потребность, это потребность в физическом и психологическом комфорте другого человека, она движима способностью тонко чувствовать и остро переживать состояние другого человека. В отличие от прочих (личных) потребностей, эмпатические мотивации обусловлены интересами окружающих. Спектр проявлений эмпатической потребности в благе окружающих простирается от едва уловимых проявлений деликатности, до героического самопожертвования. Эмпатия, в той или иной мере свойственна каждому человеку, однако степень эмпатичности  у разных людей может очень сильно различаться.
Эмпатичность, как качество позволяющее отождествлять себя с другим человеком, ставить себя на его место, является основополагающим качеством, определяющим объективность мировосприятия…
Во-первых, потому что способность ставить себя на место другого человека в той или иной степени нейтрализует личные эгоистические мотивации искажающие объективность мировосприятия.
Во-вторых, эмпат обладает глубоким и тонким опытом понимания людей, опыта,  наличие которого обусловлено тем, что психологический комфорт окружающих значим для эмпата почти так же как и свой собственный.
Объективность возможна лишь с принятием равенства своих и чужих интересов, то есть лишь посредством эмпатичности. Человек, принявший равенство своих и чужих интересов, обретает возможность воспринимать действительность с точки зрения всех, с кем он уравнял свое «Я», то есть объективно справедливо.
Мера самоотреченности в принятии равенства своих и чужих интересов – это мера объективности мировосприятия, а фактически мера «социального» ума.
Ум (здесь и далее, «социальный») определяется объективностью эмпатичности и тонкостью эмпатического опыта в понимании людей.
Глупость (социальная) – это субъективность и примитивность эгоистически узкого мировосприятия.
Эмпат априори обладает ещё одним основополагающим нравственным качеством - утончённой совестливостью, ибо в основе совести лежит именно эмпатичность. Именно эмпатия, диктует соблюдение золотых правил нравственности… «не делай другим того чего не желал бы себе», и «поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой». Данные правила, в своих поверхностных нормативах, могут соблюдаться так же и из страха перед осуждением и наказанием, но это уже совсем другие мотивации, которые не формируют ни объективности, ни тонкости ума.
Совесть – проявление эмпатичности, а поэтому рассмотреть в этой главе, так же и совесть в качестве основы объективного мировосприятия будет совершенно справедливо.
Человек, это средоточие бытия, а потому нет ничего более значимого для понимания, чем глубокое, тонкое и верное понимание человеком самого себя и других людей. Человек, глубоко, тонко и верно понимающий человеческие проявления, отличается проницательностью и рассудительностью, то есть тем, что часто определяется как ум.
У человека нет более удобного объекта для изучения тонких человеческих проявлений, кроме самого себя. Насколько глубоко человек понимает себя, настолько глубоко он понимает всех. Однако человек невольно избегает объективного самопонимания, потому что не желает замечать, что его поведение зачастую определяется такими его качествами, как: алчность, бессердечие, бесстыдство, высокомерие, гордыня, двуличие, жадность, жестокость, злопамятность, зловредность, злорадство, зависть, интриганство, корыстолюбие, леность, лживость, лукавство, льстивость, мелочность, малодушие, мстительность, нечестность, недоброжелательность,  невоздержанность, недобросовестность, нетерпимость, неблагодарность, несправедливость, пренебрежительность, притворство, равнодушие, раздражительность, самодовольство, самодурство, самоуверенность, скупость, сварливость, тщеславие, угодливость, упрямство, хвастовство и т.п.
Несовестливый из-за своей ограниченности в понимании самого себя, и окружающих воспринимает поверхностно примитивно, то есть как глупец.
Не замечать субъективное в своих волеизъявлениях человека несовестливого заставляют три фактора…
а). Аэмпатичность, безразличие к интересам и чувствам окружающих.
б). Возможный ущерб своим интересам, желаниям и амбициям в случае разрешения ситуации не в свою пользу.
в). Унизительные для гордости чувства стыда, вины и неправоты, порождаемые рефлексиями совести.
Именно гордость, аэмпатичность и гипертрофированная заинтересованность заставляют человека в ситуациях нравственного выбора подавлять свои нравственные рефлексии и фальсифицировать свою правоту демагогическими уловками самообмана. В нравственно окрашенных ситуациях императивы совести всегда направлены против интересов, желаний и амбиций человека. Человеку выгодно не слышать голоса совести, и в случае острой заинтересованности, человек может совершенно искренне оправдать или вовсе не заметить в своих проявлениях сколь угодно страшное зло. Человек с неразвитым нравственным чувством может быть столь виртуозен в самооправдании, что даже будучи серийным убийцей он может не испытывать чувства вины (неправоты).
Тогда как человек совестливый приобретает не только глубину нравственных качеств, но и глубину понимания человека, то есть глубину ума.
Не только нравственность, но и ум заключён в строгом, требовательном отношении к себе, и в терпимом, благожелательном отношении к другим.
Как это не парадоксально, но справедливость ума и справедливость нравственности  единородны. А впрочем... и эта мысль не нова. Приведём несколько авторитетных суждений на эту тему…
Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно.     Конфуций.
Нравственность есть Правда.    В.Шукшин.
Разумное и нравственное всегда совпадают.    Л.Толстой
Очисти сердце - тогда и поймёшь.     Амвросий Оптинский.
Кто мудр, тот и добр.     Сократ.
Высшая мудрость - различать добро и зло.     Сократ.
Истинная мудрость есть распознание того, что должно делать и чего не должно.       Свт. Василий Великий.
Мудрость - это ум, настоянный на совести.    Ф.Искандер.
И если верить этим авторам, то действительно оказывается что справедливость мировосприятия в принятии законов справедливости.
То, что человек принимающий нравственность принимает мудрость можно легко заметить на примере людей глубоко порядочных, они неизменно отличаются рассудительностью и тонкостью мышления, люди же корыстные, недобрые, самодовольные, суетные, напротив, всегда отличаются демагогичным, эгоистически-примитивным миропониманием.
Много раз отмечалась взаимосвязь между образованностью человека и его нравственными качествами. При этом всегда делался однозначный вывод, что нравственные качества являются следствием образования.
Однако есть все основания предполагать, что причинность здесь обратная, что это нравственные качества позитивно влияют на интеллектуальность человека. Да, не всякий добрый ребёнок отличается интеллектуальностью, но если рассмотреть круг социально  успешных, хорошо учащихся детей, то можно легко заметить, что именно эту среду отличают доброта, скромность, великодушие, добросовестность, то есть нравственные качества, которые ещё не могут быть следствием просвещённости, но как представляется, являются её предпосылкой…